Этапы работы специалиста
При первичном посещении психолог проводит опрос ребенка и его родителей, определяет существующие жалобы, возможные причины нарушения. В разговоре с родителями важно определить, как протекала беременность, какие болезни перенес ребенок, какие отношения в семье, есть ли трудности в обучении и общении со сверстниками и преподавателями.
Основная работа с ребенком проводится без присутствия родителей, это исключает их влияние на его ответы и реакцию. Специалист выясняет, что конкретно беспокоит ребенка. С помощью опросников, анкет, тестов проводит диагностику и оценивает психическое здоровье. На основании полученных результатов выставляется диагноз.
Выбор методов коррекции проводится совместно с родителями. Наши специалисты предложат сразу несколько методик. Окончательное решение о продолжении лечения и используемой тактики зависит только от родителей. Принудительное проведение тренингов запрещено.
Для продолжения работы с ребенком психолог должен найти подход к нему, наладить доверительные отношения, что позволит глубже понять причину нарушений и найти способы их устранения. При этом врач учитывает особенности каждой возрастной группы. Дети младшего возраста не осознают проблему и не могут донести до специалиста, что именно их беспокоит. Подростки, напротив, понимают проблему, часто знают причину, но скрывают ее от окружающих и замыкаются в себе. Только хороший психолог может с первого посещения найти подход к ребенку.
Особенности подхода к детям разного возраста
Методы диагностики и способы коррекции зависят от возраста ребенка. От года до двух лет показаны групповые занятия с родителями. Дети старшего возраста работают с психологом без родителей.
Дети 2-6 лет
Для работы с детьми дошкольного возраста допускаются только опытные психологи. Это объясняется определенными сложностями диагностики и лечения:
- малыши не могут рассказать о своей проблеме;
- на поведение ребенка оказывают влияние родители;
- детям до 5 лет сложно ставить конкретные цели и достигать их;
- чтобы добиться внимания ребенка, нужно его заинтересовать.
Коррекция должна быть направлена на общее развитие ребенка, а не на формирование определенного навыка. Задача психолога – научить ребенка контактировать с окружающими посредством игротерапии, сказкотерапии и арт-терапии.
Дети 6-13 лет
У детей школьного возраста чаще отмечаются трудности с обучением, построением отношений со сверстниками, учителями. В зависимости от особенностей характера могут появиться агрессия, обидчивость, замкнутость. Нейропсихолог помогает ребенку активно развиваться, ставить цели и добиваться их, выстраивать отношения с окружающими.
Дети 14-18 лет
Наиболее сложный период развития у ребенка. В этот период происходит становление человека как личности. Перед подростком встает много задач:
- построение взаимоотношений с противоположным полом;
- выбор направления последующего обучения;
- завершение обучения в средней школе;
- поддержание отношений с родителями;
- адаптация к окружающему миру.
На каждом из этих этапов у ребенка может возникнуть трудности. Задача детского психолога – определить причину нарушений, научить ребенка понимать и принимать себя, находить общий язык со сверстниками и родителями. Для достижения результата специалист применяет активные диалоги, тесты и опросники.